Откатные ворота своими руками
Откатные ворота своими руками
Откатные ворота представляют собой прочную и простую конструкцию, которая легко скользит по роликам вдоль забора при помощи ручного или автоматического привода. Это позволяет сэкономить место на участке и не ограничивает высоту проезда. Изготовление откатных ворот своими руками не представляет сложностей, при условии соблюдения правил безопасности и основных требований к процессу сборки и установки.
Требования для установки ворот откатного типа
-
Необходимо обеспечить достаточное свободное пространство вдоль ограждения для полного отката створки вместе с запасом, а также дополнительно 400-500 мм внутрь участка.
-
Калитка не должна препятствовать движению. Существуют два удобных варианта: установить калитку с противоположной стороны отката или встроить ее в общую конструкцию. Основным недостатком второго варианта является высокий порог, который может затруднить проход детям и пожилым людям.
Преимущества откатных ворот
Особенности откатных ворот:
-
Экономия места. Откатные ворота отъезжают вбок, что позволяет использовать пространство участка и зоны въезда более эффективно. Можно парковать машину непосредственно рядом с воротами.
-
Устойчивость. Конструкция опирается на прочный железобетонный фундамент, обеспечивая надежную поддержку и стабильность.
-
Независимость от погоды. Ворота легко справляются с сугробами и заносами, что делает их надежным решением для любых климатических условий.
-
Бесшумность. Плавное и тихое открывание и закрывание ворот обеспечивает комфорт и удобство использования.
-
Отсутствие ограничений по высоте. Проем свободен от препятствий, что обеспечивает свободный проезд любого автотранспорта.
-
Простой монтаж и обслуживание. Регулярная чистка механизма поддерживает его работоспособность.
-
Эстетичный внешний вид. Большой выбор материалов для обшивки позволяет подобрать ворота, которые гармонично впишутся в дизайн участка.
-
Прочность и долговечность. Откатные ворота изготовлены из высококачественных материалов, обеспечивая долгий срок службы.
-
Безопасность. Системы безопасности, такие как фотоэлементы и датчики движения, предотвращают аварии и обеспечивают безопасное использование ворот.
-
Ремонтопригодность. Владельцы могут самостоятельно заменять любые элементы конструкции.
-
Взломостойкость. Конструкция ворот обладает высокой степенью защиты от взлома и ударов.
Недостатки
Особенности выдвижных ворот:
-
Высокая устойчивость к сильному ветру, обеспечивающая безопасность и надежность.
-
Требуется свободное пространство вдоль участка, превышающее длину каркаса ворот, чтобы обеспечить комфортное открывание и закрывание.
-
Необходима регулярная очистка роликового механизма от грязи, пыли, листвы и снега для беспрепятственного функционирования.
-
Стоимость установки выше из-за необходимости специального фундамента, что делает этот тип ворот более затратным.
-
Установка выдвижных ворот может быть затруднительной на участках с неровным рельефом или сложной конфигурацией ограждения.
-
Важно обеспечить ровное положение створки, чтобы избежать неравномерной нагрузки на роликовые механизмы, что может привести к их поломке.
Сфера применения
Такие ворота чаще всего выбирают для обеспечения широкого проезда автотранспорта различных размеров на территорию частных домов, дачных участков, охраняемых парковок, автосервисов, промышленных и коммерческих объектов, складов и военных баз.
Устройство откатных ворот
Дверное полотно, удлиненное с помощью "противовеса" и направляющей балки, которая сварена к стальной раме, движется по двум роликам, находящимся за пределами дверного проема. Длина "противовеса", который поддерживается на роликах, составляет половину ширины проема. Например, для двери шириной 4 метра, общая длина каркаса будет равна 6 метрам, где 2 метра представляют собой "противовес".
Ролики выдерживают всю нагрузку конструкции, поэтому им требуется надежная поддержка - прочный железобетонный фундамент, в который встроен стальной швеллер при заливке. Остальные детали не несут силовых нагрузок и предотвращают качание полотна. Чтобы изготовить и установить консольные откатные ворота своими руками, необходимо выполнить все работы поэтапно.
Установка откатных ворот (пошаговая инструкция)
Этап №1. Подготовка.
Перед началом монтажных работ необходимо выполнить следующие шаги:
-
Очистить участок для строительства от лишней растительности и мусора.
-
Убрать верхний слой почвы.
-
Выровнять поверхность участка.
-
Отметить местоположение опорной площадки и осей строения. Основные и вспомогательные оси определяются путем установки деревянных колышков и арматуры длиной около 1 метра. После проверки соответствия диагоналей прямоугольника устанавливаются колышки в грунт на глубину, достаточную для того, чтобы они торчали на 200-300 мм над землей и между ними можно было натянуть шпагат.
-
Разработать детальные чертежи каркаса и фундамента с указанием всех необходимых материалов и оборудования.
-
Подготовить необходимые материалы, фурнитуру и инструменты.
Этап №2. Земляные работы.
На данном этапе выполняются следующие работы:
-
Выкапываются ямы и траншеи под фундамент столбов и роликовых опор на глубину, превышающую уровень промерзания грунта (1.2-1.5 м, в зависимости от климатических условий региона).
-
Обе опоры должны быть связаны общим фундаментом для обеспечения параллельности друг другу при возможном смещении. Фундамент должен иметь ширину 400-550 мм и быть длиннее противовеса створки на 20-30 см. Участок фундамента под опорами следует делать немного шире их сечения для удобства кладки первых рядов.
-
При установке автоматических ворот в земле, на этапе возведения фундамента и опор, прокладываются электрические кабели. Вне проезда их проложат в гофрированной трубе, а под проездом – в пластиковой водопроводной трубе на глубине более 70 см.
Этап №3. Устройство фундамента.
На этом этапе следует выполнить следующие операции:
-
Тщательно уплотнить дно приямков или создать песчаную подушку.
-
Установить опалубку. Важно обеспечить ровные и строго вертикальные боковые грани без расширения кверху, чтобы предотвратить выдавливание монолита из грунта при его сезонном пучении.
-
Собрать арматурный каркас, для чего стальные стержни диаметром ф14-16 необходимо связать проволокой в каждом пересечении.
-
Закрепить металлические конструкции перед заливкой бетона. Они должны быть установлены вместе с каркасом фундамента. К ним относятся:
-
Сердечники кирпичных колонн из стальных труб или "П"-образные металлические опоры.
-
Швеллер горячекатаный с приваренными к нему участками арматуры ф12 с загнутыми концами, который будет использоваться для установки роликов и механизма отката. Швеллер устанавливается впритык к опорам и надежно закрепляется в траншее. Его верхняя грань должна быть на одном уровне с поверхностью покрытия проезда, а верхний зазор от каркаса составлять минимум 100 мм.
-
Осуществить бетонирование. Приямки и траншеи заполняются бетоном М200, который можно приготовить самостоятельно, соблюдая пропорции: на 1 кг цемента М500 понадобится 2 кг песка, 3,5 кг щебня и 20% от объема воды. Работы по бетонированию следует проводить при положительных температурах воздуха с использованием вибратора для исключения появления пустот, которые могут снизить прочность фундамента. После заливки бетона его поверхность нужно выровнять и увлажнить, а затем укрыть от прямых солнечных лучей и дать высохнуть не менее недели перед продолжением работ.
Этап №4. Возведение опорных стоек.
Для создания опорных стоек можно использовать различные материалы, такие как кирпич, бетон, металл или дуб. Кирпичные опоры рекомендуется строить с металлическим сердечником внутри из облицовочного кирпича, используя цементно-песчаный раствор М100. На каждом столбе следует предусмотреть три закладных на стороне отката. Для этого используются уголки размером 50х50х5 мм или листы размером 150х150 мм с толщиной 8 мм, к которым приваривается арматура диаметром ф8 и металлический сердечник. Первые закладные места размещаются на третьем ряду кладки.
Этап №5. Изготовление створки откатных ворот
Для выполнения этого этапа потребуется:
-
Сварить основной и дополнительный каркас, к которому будет крепиться полотно из профнастила или другого выбранного материала для придания дополнительной прочности конструкции. Основной каркас сваривается из труб диаметром 60 или 80 мм, а вспомогательный - из труб диаметром 20 или 40 мм для создания ребер жесткости. Использование более мелких сечений для внутренних элементов каркаса позволяет легко установить профлист, обшивая полотно с двух сторон.
-
Для установки опоры створки на роликовые каретки со стороны проезда, сварите противовес, длиной в половину ширины проема.
-
К нижнему основному элементу каркаса крепите направляющий рельс с обеих сторон при помощи прихваток с интервалом в 600 мм. Важно избегать нанесения сплошного шва, чтобы сохранить геометрию рельса и обеспечить легкий откат.
-
После сварки швов необходимо их зашлифовать, а раму очистить, обезжирить, покрыть грунтом и окрасить.
-
Для установки автоматики, прикрепите универсальную зубчатую рейку к каркасу болтами. Длина рейки должна быть не менее ширины проема и на 1 метр больше для обеспечения сцепления с приводом. Крепление рейки к направляющему рельсу не допускается, чтобы избежать деформации. Сдвижные ворота без автоматики можно будет автоматизировать в будущем.
-
Обшить полотно ворот. Для этого можно использовать различные материалы, включая профлист, поликарбонат, сетку, дерево и другие. Как легкий вариант - профлист, который крепится на саморезах с стальной шайбой и резиновой прокладкой. Тяжелые варианты включают кованые элементы, доску, металлический квадрат и другие.
Этап №6. Сварка нащельников.
Для этого этапа применяются следующие действия:
-
Трубы диаметром 60х40 мм для крепления фурнитуры привариваются к предварительно установленным закладным на опорах.
-
Нащельник над фундаментом для роликовых кареток делается с вырезом для установки верхних роликов с пластиной. Верхняя часть второго нащельника заваривается для защиты от воздействия осадков.
Этап №7. Установка фурнитуры:
-
Направляющая, изготовленная из прочной стали без окалины и дефектов, влияющих на плавность и бесшумность движения конструкции.
-
Роликовые опоры с металлическими или пластиковыми обоймами подшипников. При установке роликов в направляющую необходим зазор в 2 мм для точного попадания в улавливатели. Створки должны закрываться полностью. Опоры крепятся на швеллере на максимальном расстоянии друг от друга с помощью монтажных регулировочных пластин или гаек.
-
Верхняя пластина с роликами с покрытием из пластика или резины для контроля за траекторией верхнего элемента каркаса.
-
Накатной ролик внутри направляющей на пластине и болтах, изготовленный из металла или полимера для плавного скольжения на полочку нижнего фиксатора. Выбор зависит от веса створки.
-
Нижний и верхний фиксаторы, которые в закрытом положении предотвращают смещение угла нижней части и беспокойное колебание верхней части ворот при сильном ветре. Расположение фиксаторов проверяется при закрытой створке, после чего они привариваются к нащельнику.
Резиновые заглушки для защиты торцов рельса от попадания грязи и пыли.
-
После установки производится окончательная настройка опорных роликов и фиксаторов.
Этап №8. Установка автоматики на откатные ворота.
Для этого этапа потребуются:
-
Привод.
-
Устройство управления (пульты дистанционного управления).
-
Зубчатая рейка.
Монтаж привода на откатные ворота можно выполнить самостоятельно. Привод устанавливается на закладной швеллер между роликовыми каретками на отрезках труб с основанием на них. Следуя стандартной схеме подключения, привод соединяется с устройством управления, сигнальной лампой и сканером проезда, что повышает уровень безопасности. Фотоэлементы монтируются на опорные столбы или нащельники на высоте 60 см над дорожным покрытием для обнаружения пешеходов и капота машины, предотвращая их скрытие под сугробом. Важно обеспечить отсутствие преград между парными датчиками, а также установить сигнальную лампу так, чтобы ее можно было видеть со всех сторон.





